ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Принятие, оформление и оспаривание решений собраний


Несмотря на то, что законодатель постарался урегулировать ряд вопросов, связанных с принятием, оформлением и оспариванием решений собраний, между тем, существуют и очевидные пробелы в правовом регулировании данного вопроса: отсутствует легальное определение решений собраний, не назван исчерпывающий перечень случаев, когда могут приниматься решения собраний, остались пробелы в вопросе признания решений собраний недействительными.

В ходе работы мы ставили перед собой цель рассмотреть решения собрания, как отдельного юридического факта, отграниченного от юридических сделок и от других обязательственных соглашений с множественностью лиц, как юридического факта возникновения гражданских прав и обязанностей в Российской Федерации. Вместе с тем, был задан ряд задач, которые мы изучали и исследовали с помощью различных законов, научноисследовательской литературы и судебной практики.

Мы выяснили, что в ГК РФ впервые введена глава, регулирующая такой вид юридических актов, как решения собраний. Цель данной главы заключается в установлении общих правил о принятии решений собраниями как юридических лиц, так и других участников гражданского оборота (сособственников многоквартирных домов, кредиторов банкрота и др.), а также о признании таких решений недействительными.

Правила данной главы, как мы уже установили, подлежат применению к решениям собраний, принятым после дня вступления в силу Закона № 100ФЗ, т.е. после 1 сентября 2013 г. (п. 8 ст. 3 Закона № 100ФЗ). В настоящий момент существует немало изменений в ГК РФ, предъявляемых к принятию и оформлению решений собраний.

Гражданский Кодекс РФ в новой редакции установил, что решения принимаются простым относительным большинством, т.е. большинством участников собрания, а не всего гражданско-правового сообщества. Установлен и кворум такого собрания – не менее 50 процентов всех участников сообщества. Это правило применяется, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

В ст. 181.2 ГК РФ предусмотрена специальная форма для решения собрания – письменный протокол и установлены требования к его содержанию. Цель введения указанных правил – обеспечить достоверность даты принятия решения, его содержания, установить лиц, ответственных за достоверность содержащихся в протоколе сведений. Протоколом оформляется как очное, так и заочное голосование.

До сих пор среди цивилистов и практикующих юристов так и не сложилось единого мнения об однозначной принадлежности решения собрания к юридическому факту или гражданско-правовой сделке.

Мы же придерживаемся такой точки зрения, что решения собраний – это юридический факт, порождающий гражданские права и обязанности. Ведь на то есть очевидные признаки, которые просто не позволяют отнести решения собраний к юридическим сделкам.

Принятие решений на собраниях участников ранее регулировалось только федеральными законами (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Однако это не означает, что до 1 сентября 2013 года решения собраний отсутствовали в хозяйственной и правоприменительной практике или, что они никак не исследовались в цивилистической доктрине.

Наибольшее распространение решения собраний получили в сфере корпоративных правоотношений, где многие действия в соответствии с законодательством должны совершаться на основании общих собраний участников (акционеров, членов и т.п.).

Так в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208ФЗ целый раздел VII посвящен общему собранию акционеров, в том числе порядку принятия и оформления решения такого собрания, признанию решения недействительным. Этот же нормативный акт говорит и еще об одном решении собрания – решении Совета директоров (Наблюдательного совета) акционерного общества (п. 3 ст. 68 и др.).

Целый комплекс статей, посвященных проведению общего собрания участников, принятию им решений и их обжалованию содержится и в Федеральном законе « Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14ФЗ (ст. 3339 и др.).

Решениям собраний посвящены положения об осуществлении управления и в других юридических лицах – товариществах собственников жилья (ст. 144, 146 ЖК РФ), потребительских обществах, сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативах и др.

Следует отметить, что собрания проводятся и в других сферах. Которые непосредственно не связаны с управлением юридическим лицом, например общее собрание конкурсных кредиторов в рамках процедур несостоятельности (банкротства, общее собрание работников (ст. 384 ТК РФ), общее собрание собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения, общее собрание собственников квартир в многоквартирном жилом доме (ст. 46 ЖК РФ).

Что касается созыва и проведения собрания, то под созывом собрания понимается порядок созыва, предусмотренный законом и Уставом (кто созывает, уведомления, внесение предложений в повестку дня общего собрания участников, ознакомление участников с информацией и материалами при подготовке общего собрания). Само же собрание – это порядок его ведения (регламент, положение, повестка), в соответствии с Уставом.

Действующее корпоративное законодательство содержит большое количество процедурных норм, регулирующих порядок подготовки, созыва и проведения общих собраний. Эти нормы имеют важное значение с точки зрения обеспечения прав акционеров (участников) на участие в управлении обществом. Рассмотрим некоторые из законодательных положений.

В акционерном обществе по общему правилу подготовкой и созывом общего собрания занимается совет директоров (пп. 3, 4 п. 1 ст. 65 Закона об АО), и только если этот орган не образуется, его полномочия, связанные с организацией работы общего собрания, передаются исполнительным органам. В обществе с ограниченной ответственностью, напротив, функции по подготовке и проведению общих собраний участников возлагаются на исполнительные органы, если уставом эти вопросы не отнесены к компетенции совета директоров (п. 2 ст. 32 Закона об ООО).

Что же касается порядка созыва собрания кредиторов, то согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127ФЗ, то необходимо отметить, что собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов и одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В требовании о проведении собрания кредиторов должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку собрания кредиторов. Арбитражный управляющий не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов.

Новым для действующего законодательства является урегулирование вопроса о возможности и основаниях признания решения собрания недействительным. По общему правилу недействительные решения собраний являются оспоримыми, если из закона прямо не следует их ничтожность. В случае нарушения порядка принятия или оформления решения собрания оно является оспоримым. Решение собрания может быть признано недействительным судом при несоблюдении требований закона.

Срок исковой давности по требованию об оспаривании решения собрания составляет шесть месяцев и исчисляется со дня, когда лицо, права которого нарушены таким решением, узнало или должно было узнать об этом. Однако данное решение не может быть оспорено позднее двух лет с момента, когда сведения о принятом решении стали общедоступны для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

О своем намерении обратиться с иском в суд лицо, оспаривающее решение собрания, должно заблаговременно письменно уведомить иных участников соответствующего сообщества. Лица, не присоединившиеся к требованию о признании решения недействительным, впоследствии будут не вправе обратиться в суд с аналогичными требованиями, если только суд не примет во внимание уважительные причины такого обращения. Данное правило применяется также и в случае, если эти лица имели иные основания для оспаривания принятого решения.

Список оснований для признания решений собраний ничтожными является закрытым. Решения собраний, принятые с указанными выше пороками, ничтожны независимо от признания их таковыми судом. Следовательно, решения собраний при иных нарушениях положений закона являются оспоримыми.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 181.4 ГК РФ участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Кроме того, п. 3 ст. 181.4 ГК РФ уже сейчас порождает в юридической литературе разногласия по вопросу о возможных субъектах оспаривания. Дело в следующем. Рассматриваемая статья устанавливает круг лиц, которые могут оспаривать решение собрания: 1) участник сообщества, не принимавший участие в собрании; 2) участник собрания, голосовавший против принятия оспариваемого решения; 3) участник собрания, голосовавший за принятие решения, если его «волеизъявление при голосовании было нарушено»; 4) участник собрания, воздержавшийся от голосования, если его «волеизъявление при голосовании было нарушено».

В соответствии с п. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В ходе работы мы достигли поставленной цели и разрешили указанные задачи, подробно изучив решения собраний вместе с особенностями их принятия и оформления, исследовав непосредственную систему проведения, а также действительность (недействительность) и оспоримость решений собраний, подкрепляя все сделанные выводы материалами правоприменительной практики.

Но что касается собственных соображений относительно решений собраний, то, безусловно, хотелось бы отметить, что существующий правовой пробел не может служить обеспечению стабильности гражданского оборота и единству правоприменительной практики и требует дальнейшего изучения наукой. С этой целью, мы считаем, что представленное в данной работе понимание того, что же представляют собой решения собраний и какое место они занимают среди других юридических фактов, имеет фундаментальное значение для дальнейших исследований в данной области.

Нововведения, касающиеся решений собраний, призваны способствовать повышению стабильности гражданского оборота и систематизировать правовое регулирование. Вместе с тем анализ некоторых из принятых норм свидетельствует о наличии ряда недостатков. Стоит заметить, что определение собрания в ГК РФ не сформулировано.

Согласно п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания. При этом законодатель не учитывает то, что голоса участников собрания могут разделиться, в связи с чем возникает необходимость разрешения подобной ситуации на уровне других законодательных актов. В связи с этим представляется необходимым на уровне ГК РФ разрешить ситуации, когда число голосов участников собрания оказывается равным.

Остается нерешенным, а потому требующим уточнения в ГК РФ вопрос, о том, что должно считаться моментом принятия собранием решения. Этот вопрос особенно актуален, поскольку таким моментом можно считать и дату принятия решения, и момент надлежащего оформления протокола.

В соответствии с п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решения собраний могут приниматься посредством заочного голосования. Порядок осуществления такого голосования законом оставлен без внимания. В то же время в некоторых законодательных актах содержатся нормы о порядке проведения такого голосования.

В ГК РФ не раскрываются правила оформления, подготовки, а также изменения повестки дня собрания. В п. 2 ст. 181.2 ГК РФ содержится лишь норма о том, что при наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. В таких условиях отношения, связанные с повесткой дня общего собрания, регулируются специальными актами.

Принятие решения собрания согласно п. 3 ст. 181.2 ГК РФ фиксируется протоколом, который должен составляться в письменной форме и подписываться председательствующим и секретарем собрания. Но стоит отметить, что в соответствии с другими законодательными актами данный документ не является единственным в качестве оформляющего результаты проведенного собрания.

По аналогии с оспоримыми и ничтожными сделками в п. 1 ст. 181.3 ГК РФ закрепляется деление недействительных решений собраний на оспоримые либо ничтожные. Оспоримым решение собрания может быть, в частности, если допущено существенное нарушение. При этом законодатель не раскрывает, какое нарушение может считаться существенным. Это способно породить определенные трудности при правоприменении.

В ГК РФ закреплено важное правило, согласно которому лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с соответствующим иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Данное правило абсолютно оправданно, так как оно исключает обжалование одного и того же решения собрания сразу несколько раз и существенно разгружает работу судебных органов. Но в то же время непонятно, какой срок считать «заблаговременным». Ответ на данный вопрос в ГК РФ отсутствует. По нашему мнению, целесообразно для обеспечения прав участников собрания нормативно конкретизировать срок, форму и способы уведомления участников гражданско-правового сообщества лицом, которое намерено обратиться в суд с иском о признании решения собрания недействительным.

Основания признания решения собрания ничтожным содержатся в статье 181.5 ГК РФ. В их числе:

- во-первых, принятие решения по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества. Однако при этом понятие гражданско-правового сообщества четко не раскрывается, в результате чего могут возникнуть проблемы при определении его состава и конкретных обстоятельствах;

- во-вторых, принятие решения при отсутствии необходимого кворума;

- в-третьих, принятие решения по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

- в-четвертых, противоречие решения основам правопорядка или нравственности. Следует отметить слишком оценочный характер данной формулировки, законодатель не уточняет, какие именно права могут затрагиваться оспариваемым решением. На наш взгляд, круг таких прав необходимо конкретизировать нормативно.

В п. 4 ст. 181.4 ГК РФ заложен один из важнейших принципов, положенных в основу оспаривания решений собраний, называемый относимостью (каузальностью) нарушения. Он состоит в том, что решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенных неблагоприятных последствий для этого лица. Важность включения в ГК РФ данного принципа отмечалась в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, поскольку именно он определяет одну из главных особенностей решения собрания по сравнению со сделками.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что отдельные положения в ГК РФ, касающиеся решений собраний, требуют дальнейшего совершенствования. Подводя итог проделанной работы, хотелось бы сказать, что на наш взгляд придание решениям общего собрания более четкой правовой «окраски» напрашивалось уже давно. Ведь порой Решение влечет достаточно серьезные последствия, причем подчас, для широкого круга лиц. Поэтому приниматься они должны в строгом порядке.

Предполагаемые изменения затрагивают различные сферы правоотношений. Бесспорно, что принятие поправок в кодекс не ожидается простыми и легкими в виду их многогранности. Но бесспорен и тот факт, что данные изменения давно назрели, тем более в государстве, относящему себя к правовым.