ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Общественные отношения по усыновлению (удочерению)


Сегодня в нашей стране приходится наблюдать и констатировать всё больший рост числа детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Подобная ситуация сопровождается закономерным ростом нищеты, асоциального поведения взрослых, жестокого обращения с детьми. Как результат, катастрофический рост количества «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Согласно действующему семейному законодательству (ст. 54 Семейного кодекса РФ ), а также ряду других международных нормативно-правовых актов (ст. 6, 7, 20 и другие Конвенции о правах ребёнка, ст. 25 Всеобщей декларация прав человека ), – каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.

Однако реализация на практике данного права не всегда представляется возможным по ряду тех или иных причин: родители несовершеннолетнего могут умереть, пропасть без вести, могут быть ограничены или вовсе лишены родительских прав, что, к сожалению, не редко происходит в действительности.

При появлении таких обстоятельств – ребёнок остаётся без семьи, без необходимого родительского попечения. Разумеется, ребёнок не остаётся на улице, хотя зачастую случается и такое. Как правило, ребёнок, оставшийся без семьи, попадает в специальное учреждение: дом ребёнка, детский дом, школа интернат, приют и т.п.

Государство, в свою очередь, не оставляет без внимания неблагополучные семьи, из которых очень часто дети также попадают вподобного рода учреждения. И, казалось бы, всё, вопрос разрешён благополучно для такого ребёнка. Однако, как свидетельствует практика, помещение ребёнка в подобного рода учреждения не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что зачастую приводит к нарушению развитию ребенка, а порой даже и к нарушению его законных прав и интересов.

Порой итогом проживания ребенка вне семейных условиях, является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовывать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Действующее законодательство предусматривает различные формы устройства детей на воспитание, оставшихся без попечения родителей.

Однако наиболее приоритетной из них на сегодняшний день является усыновление (удочерение). Именно при такой форме устройства возможно юридическое установление родственных связей между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Более того, все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Подобная форма максимально приближена к настоящей, родной семье.

Однако, усыновление (удочерение), как форма устройства детей на воспитание, казалось бы, имея только положительные черты, окружена сегодня массой проблем, как теоретического, так и практического характера. Начиная с реализации в жизнь, вступившего в силу 1 сентября 2015 года Постановления Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», основной задачей которого является полное изменение формата работы всей «сиротской системы» в стране; проблема бумажной волокиты, которая сопровождает весь процесс усыновления (удочерения) детей; заканчивая проблемой усыновления российских детей иностранными гражданами, которое, как показывает практика, особенно в последние годы, заканчивается гибелью и растлением российских детей.

В целом, вопросы устройства детей, оставшихся без воспитания родителей, всегда привлекали внимание, как со стороны государства, так и со стороны общественности. Обусловлено данное положение вещей также и тем, что наша страна занимает первое место в мире по числу детей, оставшихся без попечения родителей. Не смотря на ежегодное снижение количества детей-сирот, а также учреждений, предназначенных для таких детей (по словам Павла Астахова, за последние пару лет этот показатель снизился на 40%, по учреждениям на 30% ), общее количество детей, оставшихся без семей составляет по одним данным около 1 млн., по другим около 5 млн., причём 90% из них – это «социальные сироты», то есть их родители живы, однако не занимаются их воспитанием.

Только 10% детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Более подробная статистика по численности детей, оставшихся без попечения родителей, за последние пятнадцать лет приведена в приложении 1, анализ которого наглядно демонстрирует тенденцию снижения количества детей-сирот.

Все вышеназванные обстоятельства обуславливают актуальность и значимость исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы. Степень разработанности темы исследования. Как уже было отмечено выше, вопросы устройства детей, оставшихся без семьи, на воспитание, никогда не были обделены вниманием ни со стороны государства, ни со стороны общественности, ни со стороны научных кругов. Обусловлено это также и тем, что данная тема имеет немало вопросов, как теоретического, так и прикладного характера. Вопросы усыновление (удочерение) детей всегда оставались в центре научного внимания, так как данная форма устройства является приоритетной по отношению к другим. Особый вклад в теоретически-научную разработку данных вопросов был вложен такими авторами-правоведами как: М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, М.Л. Пчелинцевой, В.И. Серебровским, Е.А. Сухановым, Л.Б. Прудниковой и многими другими.

Объектом данного исследования являются общественные отношения по усыновлению (удочерению), проблемы защиты прав и интересов граждан, возникающих в связи с этими отношениями, в частности интересов ребёнка, установление недостатков, мешающих нормальному формированию и осуществлению указанных отношений. Предметом данного исследования выступают нормы действующего законодательства, регламентирующие одну из приоритетных форм устройств детей, оставшихся без родительского попечения – усыновление (удочерение).

Целью исследования является комплексный нормативно-правовой, а также теоретический анализ одной из приоритетных форм устройства детей-сирот в Российской Федерации на воспитание – усыновление (удочерение), выявление насущных проблем в данной области и выработка предложений по их устранению и разрешению. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

- необходимо изучить историю становления и развития законодательного регулирования института усыновления в России;
- определить понятие и значение усыновления (удочерения);
- рассмотреть главный принцип усыновления – его тайность;
- изучить условия и исследовать порядок усыновления (удочерения) детей в РФ;
- анализировать, основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления;
- рассмотреть существующие правовые проблемы передачи детей на воспитание;
- исследовать имеющиеся проблемы усыновление (удочерение) детей Российской Федерации иностранными гражданами.

Успех в решении обозначенных задач во многом зависит от выбранных методов исследования. В связи с чем, методологической основой исследования стали: историко-правовой исследования, сравнительно-правовой метод исследования, метод анализа и синтеза, логический, формальный и статистический методы исследования, а также в работе использовались и некоторые другие методы, широко применяемые при исследованиях в юриспруденции.

Нормативно-правовой базой исследования стали: Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ (далее по тексту – СК РФ), а также многочисленные федеральные законы, ряд Постановлений Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты, в том числе и международные.

Теоретической основой исследования стала научная, учебная и специальная литература, посвящённая исследованию различных форм устройства детей-сирот на воспитание, в том числе и усыновления (удочерения) как наиболее приоритетной формы устройства, а также монографии и диссертационные исследования, статьи из периодических изданий, следующих авторов: М.В. Антокольской, Р.А. Курбатова, Н.В. Летоновой, Л.М. Пчелинцевой, З. Вешкурцевой, В.Г. Глухарёвой, А.Н. Левушкина и многих других не менее известных правоведов и специалистов в области семейного и гражданского права.