Проблемы усыновление (удочерение) детей Российской Федерации иностранными гражданами
В последние года всё популярнее стала практика усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами. Приходится констатировать, что подобная практика имеет весьма широкую тенденцию на увеличение. Доказательством сказанного служат цифры статистических данных.
Обусловлено данное обстоятельство главным образом тем, что в нашей стране имеется ненадлежащий уровень социально-экономических условий, в том числе масса жилищных проблем, отсутствует необходимая государственная поддержки детей и семей, в которых есть дети, в частности усыновлённые. В России на сегодняшний день множество семей находятся за чертой бедности. Рождение в таких семьях второго и последующих детей значительно ухудшает материальное положение. О том, чтобы в таких семьях пойти на усыновление, вообще не идёт речи.
Существующая проблема детского здравоохранения является ещё одной преградой к усыновлению российских детей гражданами РФ. Практически полная коммерциализация системы здравоохранения не оставляет шансов на то, чтобы усыновить ребёнка с какими-либо заболеваниями и патологиями. А детей-сирот инвалидов с каждым годом становится всё больше и больше. Данное обстоятельство является сильно-тормозящим фактором развития института усыновления (удочерения) в России.
Кроме всего прочего, имеется негативная тенденция «запугивания» будущих усыновителей страшными диагнозами и неизлечимыми болезнями, которые зачастую и вовсе отсутствуют у детей, претендующих на усыновление. К сожалению, такая практика стала очень распространённой. Так, в частности, имеются случаи, когда иностранным агентствам, занимающихся усыновлением (удочерением) российских детей-сирот предоставляются документы, где указываются «псевдодиагнозы», соответственно ребенок передается на усыновление иностранцам, как имеющий те или иные патологии/заболевания, по причине которого он не был усыновлен российскими усыновителями. На самом же деле, ребенок передаётся на воспитание в иностранные семьи абсолютно здоровым, однако за такую «услугу» (в виде ложного диагноза) некоторые недобросовестные медицинские работники получает серьёзное материальное вознаграждение от усыновителей ребенка или их посредников.
Так, особо ярким примером, более наглядно проиллюстрирующим сказанное, является ситуация, произошедшая в Рязанской области в 2013 г., где прогремело уголовное дело, в ходе которого было выяснено, что глав.врач рязанского дома ребенка противозаконно осуществлял деятельность по передаче иностранного агентства по международному усыновлению информацию о самых перспективно-рентабельных для усыновления детях-сиротах. Одновременно с этим, скрывалась такая информация от российских кандидатов в усыновители. В результате такого посредничества было выявлено 16 детей с «фальшивыми» диагнозами.
Существующие ограничения в отечественном законодательстве о наличие у усыновителей необходимого дохода, жилой площади и т.д. создают дополнительные препятствия для усыновления детей гражданами России. Складывается впечатление, что в целом приоритет отдаётся исключительно иностранным гражданам, всё делается для их удобства усыновления российских детей.
Необходимо отметить, что многие политики и члены юридического сообщества всерьёз озабочены складывающейся ситуации вокруг подобных случаев усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами, что не случайно. Ведь ещё каких-то 10-15 лет назад усыновление российских детей иностранными гражданами не было так широко распространено.
Так, действующее семейное законодательство регламентирует положение о том, что усыновление детей иностранными гражданами возможно только тогда, когда не представилось реальной возможности передать таких детей на воспитание в семьи граждан РФ (ст. 124 СК РФ). Однако согласно статистическим сведениям количество детей, усыновлённых иностранными гражданами, становится всё больше, а количество детей, усыновлённых внутри нашей страны – всё меньше. Усыновление иностранными гражданами российских детей за последние годы увеличилось в десятки раз, а отечественное усыновление сократилось в разы, что ещё раз обнажает существующую проблему института усыновления (удочерения), имеющую место в России.
Отследить судьбу детей, которые были усыновлены иностранными гражданами и вывезены впоследствии за рубеж практически не представляется возможным. Можно только предполагать насколько ему приходится тяжело адаптироваться в условиях чужой страны, менталитета (конечно это касается уже более взрослых детей). Кроме всего прочего нельзя исключать и ситуации, когда иностранные граждане через пару лет после усыновления заявляют об отмене усыновления, не справившись по тем или иным причинам с воспитанием, и возвращают ребёнка, совершенно не задумываясь над тем какой психологический стресс испытывает такой ребёнок. А такие случаи не единичны, их очень много.
Существует проблема и жестокого обращения с российскими детьми, усыновлёнными за рубеж.
Согласно статистическим сведениям, только за последние несколько лет около 15 детей, усыновлённых иностранными гражданами, из них 14 детей – гражданами США, погибли в результате жестокого обращения с ними. Особенно пугает то, что по данным Национального совета США по усыновлению во всех случаях убийств усыновлённых детей – граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, что говорит о том, что дети попадали в американские семьи не легально. То есть речь идёт о независимом и незаконном усыновлении.
Отечественные законодатели, озадаченные этой проблемой сделали серьёзный и решительный шаг: был принят Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», прозванный Законом Димы Яковлева, который регламентирует ряд ограничений и запретов для усыновления российских детей гражданами США. Разумеется, что данный закон не решит всех существующих проблем, однако создаст, как представляется, дополнительные гарантии против незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами, в частности гражданами США.
Нельзя также не затронуть вопрос и о том, что большая часть иностранных организаций, которые осуществляют деятельность по усыновлению детей, реализуют свою деятельность с нарушением законодательных норм. Некоторые иностранные агентства вовсе пренебрегают установленными правилами в области международного усыновления, что, безусловно, нарушает законные права и интересы конкретного ребёнка.
Не смотря на казалось бы достаточно подробную регламентацию и правовое регулирование процесса усыновления (удочерения) отечественным семейным законодательством, существует ещё множество вопросов, законодательно неурегулированных. В частности остаётся в не зоне правового регулирования вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, занимающихся незаконным усыновлением детей. Законодательно обделены вопросы пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения. Не затронуты должным образом и вопросы коммерциализации и криминализации усыновления.
В указанных обстоятельствах представляется наиболее остро стоящей проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот при усыновлении их иностранными гражданами, так как на сегодняшний день отсутствуют необходимые отечественные механизмы осуществления контроля за положением усыновлённых детей за рубежом, для того чтобы можно было соответствующим образом реагировать на какие-либо нарушения.
Не имеют возможности отечественные органы опеки и попечительства контролировать процесс воспитания усыновлённых российских детей за рубежом, поскольку юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения не наделены специальными полномочиями по контролю за усыновлёнными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребёнка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективны.
В связи с чем, назрела давняя необходимость в устранении обозначенных проблем, в частности путём заключения международных договоров о взаимопомощи по семейным делам, в том числе о международном усыновлении с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении необходимого контроля за дальнейшей судьбой таких детей, что создаст дополнительные гарантии соблюдения законных прав и интересов российских детей, усыновлённых иностранными гражданами.
Также, необходимо сказать и о том, что проведённый в процессе данного исследования комплексный правовой анализ действующего семейного законодательства обнажил ещё одну весьма острую проблему: в СК РФ отсутствует легальное определение «международное усыновление». В связи с чем, видится необходимость во введении в ст. 165 СК РФ VII раздела «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» определение международного усыновления в следующем виде: международное усыновление – это юридический акт, вынесенный в судебном порядке в отношении усыновителя и усыновляемого, являющимися между собой гражданами разных государств, либо осуществляемого в третьей стране, гражданином которой не является ни усыновитель, ни усыновляемый, попадающего под юрисдикцию двух или более государств.
Кроме того, учитывая участившуюся практику проведения усыновлений с нарушением отечественного законодательства, в том числе и по порядку подбора иностранными гражданами детей, организации усыновления через коррумпированные органы власти, частных представителей и другими способами, фактически посреднической деятельности в вопросах усыновления выявлена целесообразность введения в ст. 126.1 СК РФ понятия «независимое усыновление».
Представляется, что ст. 126.1 СК РФ должна быть изложена в следующей редакции: «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей и независимого усыновления» - посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, а также независимое усыновление не допускается».
В связи с участившимися упоминаниями в средствах массовой информации термина «незаконное усыновление», при условии отсутствия такого законодательно закрепленного понятия, предлагается внести изменения в ст. 124 СК РФ, добавив ч. 5 в следующей редакции: «под незаконным усыновлением понимается усыновление, осуществленное с нарушением действующего законодательства РФ в области усыновления, и (или) законодательства страны усыновителя, либо третьей страны, участвующей в усыновлении. Ответственность за незаконное усыновление должна быть установлена законодательством РФ».
Считаем, что вынесенные предложения и выводы могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства Российской Федерации по усыновлению детей-граждан РФ иностранными гражданами, совершенствования правового обеспечения института усыновления в целом для повышения его эффективности и адекватности гармоничному развитию личности ребенка, общества в целом.