ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Основы института усыновления


Подводя итог проведённому исследованию, необходимо сделать следующие обобщающие выводы. Так, исследование института усыновления (удочерения) началось с ретроспективного анализа, который показал, что данный институт в своём развитии прошёл множество самых разных этапов.

С течением времени под влиянием различного рода факторов он изменялся и модифицировался, ему придавалось различное значение на разных исторических этапах, порой не всегда однозначное.

И, не смотря на это, институт усыновления (удочерения) доказал необходимость своего существования как отдельного правового института, проверенного временем, обусловленного реалиями сегодняшнего дня.

Определяя понятие усыновления, путём анализа действующего семейного законодательства, было выяснено, что законодатель не даёт официального определения данной форме устройства детей-сирот, оставшихся без родительского попечения. В связи с чем было высказано предположение в необходимости анализа имеющихся определений в научно-правовых литературных источниках, даваемых различными авторами правоведами.

В результате чего было вынесено предложение о закреплении легального определения усыновления на законодательном уровне, путём внесения соответствующих дополнений в одну из норм, содержащихся в гл. 19 СК РФ, например в ст. 124 СК РФ, в которой подчёркивается приоритетность данной формы устройства детей, оставшихся без родителей в следующей редакции: «Усыновление (удочерение) – это юридический акт, в результате которого между усыновителем и усыновленным устанавливаются такие же правовые отношения, как между кровными родителями и детьми».

Было установлено, что усыновление (удочерение), являясь юридическим актом, создаёт между усыновителем и усыновленным такие же правовые отношения, как между кровными родителями и детьми, что и отражает основное значение данного института.

Говоря о тайне усыновления, как одном из главных принципов данной процедуры, были анализированы точки зрения относительно наметившейся сегодня тенденции, согласно которой многочисленные учёные и специалисты в области семейного и гражданского права настаивают на введении в России, по аналогии с некоторыми зарубежными странами, принципа открытого усыновления. Была высказана негативная позиция относительно данного нововведения.

Обусловлена данная точка зрения была тем, что сохранение тайны усыновления носит не только правовой, но и этический характер. Видится необходимость в дальнейшем укреплении данного принципа, причём на законодательном уровне. Прежде всего, для этого необходима регламентация понятия «тайна усыновления». Предлагается следующая редакция: «тайна усыновления представляет собой особый правовой режим, в рамках которого с целью обеспечения интересов усыновителя и усыновленного осуществляется запрет на неправомерное получение и использование третьими лицами любой информации, связанной с усыновлением: сведения о личности усыновителя, усыновленного ребенка, времени, месте и других существенных условиях усыновления». Данное определение целесообразно закрепить в ст. 139 СК РФ.

Исследуя условия и порядок усыновления (удочерения) детей в РФ был сделан вывод, что данная процедура являетсявесьма непростой на практике, чем в теории, занимающая порой большое количество времени, требующая много сил и терпения, сопровождающаяся бесконечной бумажной волокитой. Отмечается чрезмерная бюрократизацияданной процедуры, что существенно тормозит развитие данного института. Высказывается предположение о необходимости упрощения процедуры усыновления на законодательном уровне, а также об утверждении единого стандартного механизма усыновления детей-сирот гражданами РФ.Предлагается также введение материнского капитала для родителей, ставших усыновителями. В целом видится необходимость дальнейшего развития института усыновления (удочерения) в том числе и с помощью применения различных льгот и преференций.

Исследуя основания отмены усыновления, был сделан вывод, что ст. 141 СК РФ, регламентирующая данные основания весьма ограничена в своём содержании. Перечисленные законодателем основания весьма размыты в формулировках, не конкретны, не точны. Делается вывод о том, что необходимо расширить перечень данных в ст. 141 СК РФ оснований отмены усыновления, делая его по аналогии с перечнем оснований для лишения родительских прав, регламентированного в ст. 69 СК РФ. В целом делается вывод, что в вопросе отмены усыновления, действующая законодательная база не совершенна.

В частности речь идёт о том, что СК РФне говорит о тех случаях отмены усыновления, когда оно ущемляет интересы усыновителя: ст. 141СК РФ открыто говорит о тех обстоятельствах, которые затрагивающие интересы только ребенка, а с позиции закона интересы самого усыновителя не являются основанием для отмены усыновления. В этой связи предлагаем изменить текст п. 2 ст. 141 СК РФ, приняв ее в следующей редакции: «Суд вправе отменить усыновление, исходя из интересов ребенка по любым основаниям и с учетом его мнения, а также, если усыновление не отвечает интересам усыновителя в связи с невозможностью достижения цели усыновления, воспитания усыновленного, в частности, когда у ребенка будет обнаружено заболевание, затрудняющее процесс воспитания, о котором усыновителю в момент усыновления не было известно, или когда невозможен контакт с усыновленным».

Особое внимание в проведённом исследовании было уделено актуальным проблемам, которые пронизывают институт усыновления в России. Среди таковых были особо выделены следующие:

- установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере. В качестве решения данной проблемы названо упрощение процедуры усыновления на законодательном уровне, введение государственной поддержки российским семьям, взявших на воспитание детей-сирот и т. п.;

- встречное пересечение конституционных ценностей, а именно, с одной стороны, естественной потребности ребенка на семейное окружение, а с другой стороны, гарантий безопасности ребенка при усыновлении. В частности, при решении вопроса о кандидатах в усыновители, имеющие судимости судам необходимо максимально тщательно изучить личность кандидата.Видится целесообразность во внесении некоторых коррективов в ст. 127 СК РФ.Думается, что вопрос о допустимости судимого лица или подвергавшегося уголовному преследованию не должен решаться категорически отрицательно, что непременно нарушит права и интересы несовершеннолетнего, когда посредством целей охраны прав детей, фактически произойдёт ущемление прав ребенка на полноценную семью;

- получение согласия ребёнка на его усыновление, достигшего возраста десяти лет, который, как было предположено, в силу своего возраста не может в полной мере оценивать происходящее, в частности последствия усыновления.Создании специально-компетентной комиссии, которая состояла бы исключительно из узких специалистов, в качестве которых могли бы выступать психологи, психотерапевты, социологи. Целью данной комиссии являлась бы индивидуальная работа с ребёнком, направленная на установление его истинного отношения к кандидату на усыновители.

Не остались без внимания и проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами. Были освещены самые острые проблемы и вопросы. По результатам их исследования были вынесены некоторые предложения по совершенствованию действующего семейного законодательства, в частности было предложено:

- введение легального определения «международное усыновление» в ст. 165 СК РФ в следующей редакции: «международное усыновление – это юридический акт, вынесенный в судебном порядке в отношении усыновителя и усыновляемого, являющимися между собой гражданами разных государств, либо осуществляемого в третьей стране, гражданином которой не является ни усыновитель, ни усыновляемый, попадающего под юрисдикцию двух или более государств»;

- изменение ст. 126.1 СК РФ, изложение её в следующей редакции: «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей и независимого усыновления» - посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, а также независимое усыновление не допускается;

- введение в ст. ст. 124 СК РФ, ч. 5 в следующей редакции: «под незаконным усыновлением понимается усыновление, осуществленное с нарушением действующего законодательства РФ в области усыновления, и (или) законодательства страны усыновителя, либо третьей страны, участвующей в усыновлении. Ответственность за незаконное усыновление должна быть установлена законодательством РФ».

Считаем, что внесение подобного рода законодательных изменений способствует укреплению института усыновления (удочерения) в РФ и обеспечит дополнительные гарантии по соблюдению и защите законных прав и интересов усыновляемых детей.