ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав


Юрисдикционная форма защиты - это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами, обладающими правоприменительными полномочиями. Юрисдикционная форма защиты в соответствии с действующим законодательством допускает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке.

Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. Она является основной формой защиты. Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В п. 1 ст. 11 ГК РФ говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (третейские суды не включены в судебную систему Российской Федерации и не относятся к числу органов, уполномоченных государством для отправления правосудия).

Судебная защита гражданских прав – универсальный способ защиты гражданских прав физических и юридических лиц, обеспечивая независимость выносимых по спорам решений и гласность разбирательства, к тому же позволяя гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам привлекать для защиты своих интересов адвокатов. При судебной форме защиты права лица используют свое право на иск (процессуальное средство защиты субъективных гражданских прав).

Под правом на иск следует понимать возможность субъекта реализовать свое материально-правовое требование в исковой форме (принуждение должника к совершению требуемых действий). Например, при нарушении прав имущественного характера целесообразно использовать такие способы защиты, как возмещение убытков и (или) взыскание неустойки; при нарушениях, связанных с правом собственности и иными вещными правами, - негаторный и виндикационный иски.

Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 5) предусмотрено, что одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализируя практику арбитражных судов Российской Федерации, ежегодно рассматривающих сотни тысяч дел по спорам в сфере экономических отношений, можно сделать вывод о том, что результаты коммерческой деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей зачастую предопределяются их умением обеспечить восстановление нарушенных прав и их судебную защиту, степенью освоения всего арсенала существующих приемов и навыков организации этой работы.

Порой участники гражданского оборота оказываются беспомощными перед незаконными действиями государственных органов, в особенности налоговой инспекции и налоговой полиции, таможенных, антимонопольных и других контролирующих органов, а также органов местного самоуправления. Зачастую организации и предприниматели становяться юридически беспомощными и перед лицом недобросовестных контрагентов по гражданско-правовым обязательствам.

Выступая в роли кредиторов по таким обязательствам, участники гражданского оборота в лучшем случае добиваются от должника в судебном порядке взыскания суммы долга либо исполнения обязательства в натуре, что в условиях инфляции не компенсирует их потери, вызванные нарушением обязательств со стороны контрагента. В крайне редких случаях в арбитражный суд предъявляются требования о взыскании убытков, причиненных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязательств.

К примеру, на протяжении последних лет доля споров о возмещении убытков среди всех дел, ежегодно рассматриваемых арбитражными судами, не превышала 5–7 процентов.

Более того, наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа обращений участников имущественного оборота в арбитражные суды с исками о возмещении убытков, причиненных нарушением договорных обязательств (как в абсолютном выражении, так и по удельному весу среди всех дел, разрешаемых арбитражными судами).

Защита гражданских прав в административном порядке возможна только в случаях, предусмотренных законом, и означает:

а) принятие государственным органом, наделенным правоприменительными полномочиями, решения о применении определенной меры защиты гражданского права с соблюдением установленной законом и иными правовыми актами процедуры;

б) возможность обжалования действий должностных лиц и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти или вышестоящему должностному лицу.

Один из немногих случаев прямой защиты гражданских прав в административном порядке определен в ст. 23.1 ФЗ "Об электроэнергетике", который предусматривает такую возможность защиты нарушенных гражданских прав сторон договора технологического присоединения : споры, связанные с определением цены договора, могут рассматриваться органами государственного регулирования цен (тарифов).

Так же нужно обратить внимание на то, что в настоящее время перечень случаев административного порядка рассмотрения гражданских споров расширяется в направлении увеличения числа случаев, когда необходимо пройти досудебную процедуру урегулирования спора. Так, с 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке.

Главным недостатком административного порядка защиты гражданских прав является то, что решение, принятое уполномоченным государственным органом, в подавляющем большинстве случаев не является обязательным к исполнению, соответственно, практически все споры так или иначе перетекают в плоскость судебного рассмотрения. Чаще всего обращения к административной системе приобретают характер длительной переписки, которая не приводит к ощутимому результату.

Государственные органы, не являющиеся судами, осуществляют правоприменительные функции в ограниченном числе случаев. Например, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в случаях нарушения субъектами предпринимательской деятельности запретов на злоупотребление доминирующим положением и правил добросовестной конкуренции могут возбудить дело как по заявлению заинтересованных лиц, так и по собственной инициативе. Приняв решение по делу, эти органы направляют нарушителям обязательные для исполнения предписания. Защита интеллектуальных прав в административном порядке предусмотрена п. 2 ст. 1248 ГК РФ.

Однако, различного рода обращения к Президенту РФ, главам администраций субъектов РФ, Уполномоченному по правам человека, любым иным должностным лицам, в компетенцию которых в соответствии с законом не входит непосредственное обеспечение гражданских прав граждан, никакого отношения к защите гражданских прав в административном порядке не имеют.

Едва ли не единственным органом государственной власти, который может оказать хоть какое-то содействие в защите гражданских прав, является прокуратура РФ, но акты прокурорского реагирования в гражданско-правовой сфере носят рекомендательный характер и в подавляющем большинстве случаев не исполняются. Чаще всего такие обращения приводят к потере времени, а иногда и к пропуску сроков, имеющих юридическое значение, в некоторых случаях увлечение перепиской приводит к пропуску сроков исковой давности (!).

Решение, касающееся защиты гражданских прав и принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ). При этом не требуется обязательного предварительного обращения заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу (ст. 247 ГПК РФ).

Неюрисдикционная форма защиты гражданского права - это защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным государством органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия к правонарушителю (односторонний внесудебный отказ от исполнения договора; должен быть предусмотрен контрактом).