ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Вопросы завещания


Завещание – это односторонняя сделка, содержащая личное распоряжение физического лица на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества или имущественных прав, совершенная в установленной законом форме.

Проведенный анализ основных принципов и признаков наследования по завещанию позволяет сделать вывод, что основным элементом в составлении завещания является свобода волеизъявления завещателя. Законодательство обеспечивает данное право завещателя путем установления определенных принципов и норм наследственного права. При анализе судебной практики Семеновского районного суда Нижегородской области нами был сделан вывод, что при рассмотрении наследственных дел, суду первой инстанции необходимо досконально изучать все обстоятельства дела, т.к. нарушения в данной области весьма распространены.

При анализе нормативно-правовой базы наследования по завещанию нами были выявлены проблемы в законодательстве и разработаны предложения совершенствования данных пробелов. Рассмотрим их:

1. Практикующие нотариусы каждый день сталкиваются с таким нотариальным действием, как удостоверение завещания, а осуществление нотариальной деятельности другими должностными лицами, напротив, не является их основной сферой деятельности, поэтому объективно заметить то, что, возможно, ими неосновательно изучено соответствующее законодательство. При удостоверении завещаний иными лицами, кроме нотариусов, возможны следующие ошибки:

- в составлении завещания при распределении наследодателем долей наследникам, которые впоследствии приведут к неправильному толкованию завещания;

- в определении завещаемого имущества, то ли это целая квартира, то ли доля (например, наследодатель желает поделить квартиру наследникам по комнатам), или это вообще муниципальная квартира, которую необходимо сначала приватизировать, чтобы ее потом могли наследовать, и многие другие ошибки, в частности при консультировании завещателя относительно судьбы его имущества.

Исходя из этого, предлагаем организовывать специальные курсы для должностных лиц поселений и консульских учреждений, которые имеют юридическую силу для процедуры составления завещания.

2. С позиции действующего законодательства бремя заботы о наследственном имуществе возлагается, прежде всего, на тех, кто заинтересован в его принятии.

Нам представляется, что этот сомнительный подход мог бы быть сохранен только в одном случае - в случае, если факт смерти наследодателя будет в обязательном порядке доведен до всеобщего сведения (например, путем публикации соответствующего сообщения в официальном средстве массовой информации).

Для этого мы предлагаем наделение органов загса обязанностью передавать информацию о смерти гражданина в систему нотариата. Возможно, первичным адресатом для получения такой информации может быть нотариальная палата того региона, где расположен загс, ведь чиновник загса явно не осведомлен о полномочиях той или иной конкретной нотариальной конторы по открытию наследственного дела.

В свою очередь нотариальная палата региона могла бы передать информацию о смерти непосредственно тому нотариусу, который имеет соответствующие полномочия по охране наследства и управлению им.

3. В соответствии с п. 4 ст. 1171 ГК РФ эти меры ограничены весьма незначительным сроком. С точки зрения здравого смысла подача лицом заявления о принятии наследства исключает необходимость принятия нотариусом мер по охране наследства, так как принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.

Следует устранить недоразумение, связанное с "принятием" наследства, путем подачи заявления о его принятии или, по крайней мере, прямо указать в ГК РФ, что подача эвентуальным наследником такого заявления сама по себе еще не является основанием для прекращения мер по охране наследства и управлению им или для отказа нотариуса в принятии таких мер.

Считаем необходимым устранить установленный действующей ст. 1171 ГК РФ временной предел полномочий нотариуса по охране наследства (не более чем в течение шести или девяти месяцев - п. 4), поскольку совершенно очевидно, что в случаях спора между несколькими предполагаемыми наследниками имущество требует управления в течение довольно долгого времени.

4. Адресованное наследнику требование провести за его счет полную оценку всех активов наследодателя с точки зрения положений ГК РФ неправомерно. Мы считаем, что существующее недоразумение могло бы быть устранено применением другой методики определения размера государственной пошлины (нотариального тарифа), не связанной со стоимостью наследства (которая, как известно, в силу ст. 1112 ГК РФ должна определяться не только стоимостью имеющихся активов, но и объемом обязательств, пассивов умершего).

Кроме того, необходимо помнить, что стоимость положительной части наследственного имущества (активов) неизвестна наверняка в момент совершения описи. Возможно, следует внести в закон прямое указание на то, что расходы на проведение оценки наследственного имущества включаются в состав расходов на охрану наследства. Кроме того, не исключено, что следует предусмотреть порядок оплаты за счет наследственной массы таких расходов сразу после того, как они понесены, т.е. до момента выдачи наследникам свидетельств о праве наследования.

5. Требует обсуждения еще условие договора доверительного управления наследственным имуществом. Речь идет о вознаграждении, причитающемся управляющему. Нет сомнений в том, что большинство лиц, которым можно предложить стать управляющими чужим имуществом, потребуют предоставления им вознаграждения. Однако с позиции ст. 1016 ГК РФ выплата вознаграждения может и не предусматриваться в договоре управления наследственной массой.

В этой части также необходимо обязательным элементом в договоре включить пункт по этому поводу. Источником выплаты вознаграждения может быть исключительно наследственное имущество.

Вознаграждение управляющему, вне всяких сомнений, включается в расходы на охрану наследства и управление им (ст. 1174 ГК РФ), но оно должно быть четко зафиксировано в договоре. Надеемся, что в ближайшее время отечественная наука предложит законодателю устранить данные недочеты в рассматриваемом институте.