Становление законодательства о защите прав потребителей
На сегодняшний день развития научной юридической мысли, правовые вопросы становления законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации являются весьма актуальными. Однако же к настоящему моменту, историко-правовой анализ отношений между продавцом и покупателем выявил проблему неакцентирования российским законодателем должного внимания на данной проблематике. Все же, ситуация такова, что в последние годы, объем дел, рассматриваемых судами, о защите прав потребителей возрастает с геометрической прогрессией.
Освещая вышеуказанную проблематику с позиции общетеоретического научного знания и сложившейся юридической практики, в качестве объяснения наличия существенного пробела в правовом регулировании взаимоотношений покупателя и продавца, можно выделить следующие основные причины:
- довольно болезненный переход РФ к рыночной экономике, в силу чего произошел слом предшествующей правовой системы, отсутствие ориентиров в направлении построения новой системы правовых норм, регламентирующих правоотношения защиты прав потребителей;
- отсутствие теоретической разработки, а как следствие, исторического опыта урегулирования разногласий сторон указанного сегмента правоотношений.
Хронологическими рамками становления и развития законодательства о защите прав потребителей в российском государстве является обширный и длительный период, берущий свое начало еще в 10 в. и заканчивающийся сегодняшним днем. В общем и целом, историю правового регулирования обозначенной проблемы в отечественном законодательстве условно можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - дореволюционный. Не вдаваясь в детальный историко-правовой анализ, дореволюционный этап можно охарактеризовать наличием весьма обширного нормативно-правового материала, являвшимся, в основном, научными разработками ведущих юристов того времени. Известнейшими работами представителей научно-правовой мысли обозначенного дореволюционного периода, оказавших особое влияние на становление российского законодательства о защите прав потребителей, являются «Русский рубль ХVI-XVIII вв. И его отношение к нынешнему» В. О. Ключевского, «Курс гражданского права» К. П. Победоносцева, «Обычное гражданское право в России. Юридические очерки» С. В. Пахмана и «Руководство к познанию действующихъ русскихъ, государственныхъ, гражданскихъ, уголовныхъ, полицейскихъ закононвъ» Ф. Проскурякова.
Дореволюционный этап становления российского законодательства о защите прав потребителей отличается комплексностью разработанных правовых норм, наличием обширно используемого на тот момент юридического материала, структурностью и конкретностью правовых норм, регламентировавших правоотношения продавца и покупателя.
Следующим этапом развития российского законодательства о защите прав потребителя является советский период. Историко-правовой интерес являет собой труд Ю. А. Иванова и Г. И. Скаредова, именуемый «Интересы покупателя и заказчика - под охрану закона», раскрывающий основные причины совершения преступлений в рассматриваемой нами сфере правоотношений, условия, способствующие их совершению, а также правовые последствия в форме наступления юридической ответственности за совершенные противоправные деяния. Вехой в истории практики применения советского законодательства о защите прав потребителей является фундаментальный комплекс трудов таких юристов, как А. Ю. Кабалкиной, В. А. Язевой, Я. А. Куника.
Сквозь призму этих научных работ можно сделать выводы об общем состоянии законодательной базы о защите прав потребителя и практики применения правовых норм, регулировавших обозначенные правоотношения. До 80-х гг. прошлого столетия отношения в сфере защиты прав потребителей регулировались в основном нормами гражданского законодательства.
Как пример, можно выделить статью 246 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., именуемую как «Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», а также статьи 364 Гражданского кодекса РСФСР, именуемой «Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком» Правовые отношения продавца и покупателя регламентировались множеством подзаконных нормативных актов, а также различными ведомственными и межведомственными инструкциями и правилами, которые зачастую ставили продавца в привилегированное положение, вместе с тем, отказывая потребителю в защите его прав, или же создавая крайне невыгодные для потребителя условия, причем, в одностороннем порядке.
1988 год ознаменовался принятием Закона «О качестве продукции и защите прав потребителей», что в свою очередь явилось попыткой советского законодателя разработать и применить специальное законодательство о защите прав потребителей. Однако справедливо было бы обозначить тот факт, что указанный нормативно-правовой акт большей степени регламентировал правовые вопросы, связанные с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, в то время как вопросы защиты прав потребителей освещал лишь один раздел.
В 1991 г. был принят еще один нормативно-правовой акт, регламентирующий отношения в обозначенной сфере, а именно, Закон СССР «О защите прав потребителей», весьма революционный для тех времен по содержанию прав и свобод потребителей, однако по причине сложной политической обстановки в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие. Можно сделать вывод о наличии такой отличительной черты советского периода становления законодательства о защите прав потребителей, как идеологическая направленность работ, посвященных данной проблематике, а также логичность изложения правового материала в соответствии с марксистко-ленинским учением.
Третий этап развития законодательства о защите прав потребителей ознаменовался глобальными изменениями, произошедшими в политической, экономической, и, как следствие, правовой сферах нашей страны, положившими начало процесса перехода к рыночным отношениям. В этот период сменявшейся эпохи, в мире юриспруденции также происходил переход к принципиально новой модели законодательства, имеющего вектором направления индивидуальные ценности личности, гарантирующего защиту гражданских прав и свобод отдельного человека. Основой современного законодательства является принятый 7 февраля 1992 года в период новой истории законодательства РФ закон «О защите прав потребителей». Вышеназванный закон стал играть огромную роль в процессе развития и становления экономики и права в новой России.
Принятие этого закона ознаменовало принятие решения российского законодателя о следовании новаторскому курсу развития российского законодательства в сфере защиты прав потребителя. Главной новеллой стала возможность граждан защищать свои права и законные интересы в соответствии с действующими нормами права, регламентирующими определенную сферу правоотношений.
Спустя некоторое время после принятия вышеназванного закона, был внесен ряд поправок в ранее принятый Указ президента «О свободе торговли», обязавший продавца к выплате платежей и сборов за осуществление торговой деятельности, а главное - установивший юридическую ответственность за ненадлежащее качество реализуемых товаров и услуг. В процессе совершенствования техники написания и применения правовых норм, в скором времени в новой России сложилась своя система защиты прав потребителей, с присущими ей особенностями национального права.
Считается, что российский закон «О защите прав потребителя» является одним из наиболее суровых в Европе, жестко регламентирующим правоотношения в своей сфере. И это несмотря на то, что российский законодатель упразднил уголовную ответственность за преступные деяния в сфере защиты прав потребителей. Нормативным базисом в вопросах регулирования вышеуказанных правоотношений выступает гражданское законодательство, а именно, специальные нормы, регламентирующие отношения в сфере защиты потребителей. Также определенный сегмент данных правоотношений регламентируется нормами административного права (например, при осуществлении контроля за качеством продукции, при установлении цен на продукцию и т.д.).
Помимо регулирования правоотношений гражданско-правовыми, административными нормами права, нормами закона «О защите прав потребителей», существует целый пласт разнообразных подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в указанной области. Диапазон регулируемых правоотношений достаточно велик, характеризуется наличием как наиболее общих подзаконных актов, к примеру, «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей», утвержденного Постановлением Правительства от 25.08.1995 г. N 837, так и более узкой направленности, к примеру, постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». В вопросах государственной политики был взят курс на создание слаженной и действенной системы контролирующих государственных органов, которые, в свою очередь, смогли бы обеспечить реализацию прав потребителей.
Говоря о становлении и развитии российского законодательства о защите прав потребителей нельзя не упомянуть историю создания и последующей деятельности контролирующих государственных органов, в свою очередь, определяющих роль государства и отражающих исторические особенности формирования законодательства рассматриваемой нами сферы. Целью деятельности контролирующих органов по защите прав потребителей было создание оптимальных условий для устранения нарушений на потребительском рынке, реализации рыночных отношений в сфере обращения товаров и услуг, а также гарантированности защиты прав и законных интересов потребительской группы.
В виду координированной и слаженной деятельности государственных органов к началу 2000-х гг. в РФ сложилась организованная система государственных органов, имеющих своей целью защиту потребителей, соответствующая реалиям существующей рыночной экономики и руководствующихся нормами права. Однако, несмотря на это, количество правонарушений в потребительской сфере не сокращалось, функции контролирующих органов дублировались, а результативность их деятельности нельзя было оценивать без критики.
Все это привело к логичному реформированию системы и в соответствии с Указом президента от 9.03.2004 N314 была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (именуемая «Роспотребнадзор») Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Ей были переданы функции контроля и надзора, а именно: в области санитарно-эпидемиологического надзора-вместо упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в области надзора на потребительском рынке-делегированы функции Министерства экономического развития и торговли РФ, в области защиты прав потребителей-упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Также необходимо упомянуть о трансформации Госстандарта РФ в Федеральное агентство, в полномочия которого контрольно-надзорные функции не входят. Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы. Имея целью дальнейшее совершенствование законодательства о защите прав потребителей, законодатель должен учитывать особенности предпосылок принятия тех или иных нормативно-правовых актов, их правовую природу, а также практику применения.
Все это послужит подспорьем при выявлении единой и упорядоченной стратегии улучшения правовой ситуации в сфере защиты прав потребителей, в силу того, что именно грамотный выбор стратегии, в купе с историко-правовым опытом, детерминирует эффективность, результативность защиты прав и законных интересов потребителей.