ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества


В результате перехода Российской Федерации к рыночной экономике витрины магазинов наполнились разнообразным ассортиментом товаров, которые теперь любой покупатель, при возможности может приобрести. Но изобилие ассортимента и рыночная конкуренция продавцов привило к значительному риску потребителей столкнуться с такими проблемами, как ненадлежащие качество товара, недостатка товара на складе продавца, и многое другое. Знание потребителями своих прав и обязанностей поможет предостеречь или существенно уменьшить негативные последствия от похода по магазинам.

Как показывают результаты исследования обращений потребителей в общество защиты прав потребителей, около семидесяти процентов обращений соотечественников связано с нарушением в сфере розничной торговли.

Особенно остро стоит вопрос по поводу качества технически сложных товаров и обовью с одеждой. Зачастую выдвигаемые требования со стороны покупателей являются обоснованными. Подавляющее большинство обращений граждан можно условно разделить на три большие группы: продажа товара ненадлежащего качества; нарушение сроков обязательств продавца перед покупателем и сокрытие продавцом информации о товаре.

При совершении покупки за потребителем закрепляется право на получение всей необходимой информации о выбранном товаре, способе обращения с ним, а в случае возникновения поломок информации о месте ремонта. Покупаемые товары должны быть надлежащего качества и безопасными в использовании. На изготовителя ложится обязанность обеспечения возможности устранения неполадок и технического обслуживания приобретенных товаров.

Исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей лица приобретающие товары в собственность являются потребителями, а кто изготовляет данные товары – изготовителями, а те, кто продает – продавцами. При конфликтной ситуации потребители могут обращаться к продавцу и (или) изготовителю, и зачастую для защиты своих прав не требуется обращение в суд.

Ответственность продавца за ненадлежащую продажу товара опираясь на общие положения гражданского кодекса, закона о защите прав потребителей, правила продажи и других нормативно-правовых актов. А также разобраться в них позволяет ряд научных работ, представленных в библиографическом списке, тема которых явилось предметом научных исследований В. С. Корнилов, О. Моисеева, Л.. Андреева, Е. Мясина и др.

Изученная библиография позволяет сделать вывод, что в настоящее время государство издает различные законодательные акты, указы и различного рода постановления, направленные на поддержание и развитие, а также регулирование деятельности в области качества потребительских товаров.

Под товаром следует понимать конкретную вещь или группу вещей, определенную родовыми признаками (вес, количество, мерой и пр.), либо индивидуальными признаками, вещь (вещи) должна быть предназначена для продажи или иного введения в гражданский оборот.

В ситуациях, когда потребителем приобретен товар ненадлежащего качества и продавец в момент продажи не предупредил об этом добросовестного покупателя, законодательство Российской Федерации предоставляет потребителям широкий выбор правовых возможностей для исправления конфликтной ситуации в пользу добросовестного потребителя. Потребитель имеет право потребовать от продавца:

а) соразмерного уменьшения розничной цены товара;

б) устранения дефектов товара в разумный срок и без дополнительных материальных затрат со стороны покупателя, а если такие затраты были произведены потребителем, то удовлетворения право требования потребителя о полном их возмещении.

Если продавец, при реализации товара, допустил более значительное нарушение требований к надлежащему качеству товара, например, ООО «Торговый дом северный» продал покупателю культиватор без инструкции и со сломанным тросом сцепления, что повлияло на невозможность его дальнейшего использования, то Гражданский кодекс Российской федерации предусматривает более жёсткие последствия по отношению к продавцу. Помимо основных правовых возможностей, для потребителей законодатель предусмотрел в правовом арсенале более расширенные меры воздействия на недобросовестных продавцов:

а) в одностороннем порядке расторгнуть договор купли-продажи, при этом у покупателя возникает право требования возврата стоимости приобретенного товара в полном объёме;

б) если потребитель заинтересован в приобретёнии конкретного товара, то у него есть право требования выдачи ему аналогичного товара, при этом качество аналогичного товара должно быть ниже обозначенного в договоре качества.

При этом, законодатель наделил потребителя правом требования полного возмещения материальных и других причинённых ему убытков, в результате реализации продавцом товара ненадлежащего качества, в установленные процессуальные сроки.

Приведённым правам потребителя соответствует обязанность продавца произвести законодательно закреплённые действия в течении гарантийного срока. На практике не редко встречаются ситуации, когда потребители злоупотребляют своими правами, поэтому обязанность изготовителя, исполнителя или продавца удовлетворить выдвигаемые требования потребителя не следует трактовать как безусловные. Несомненно, речь идёт, об обоснованных требованиях покупателя, отсутствии оснований для освобождения остальных лиц от ответственности. Следует отметить, что законодатель не ограничил в выборе реализации конкретного из приведённых способов защиты и восстановления прав покупателей на приобретение качественного товара, данные способы осуществляются потребителями добровольно.

Необходимо учитывать, что потребителю, исходя из определенных обстоятельств дела в расторжении договора купли-продажи товара, с последующем возвратом уплаченной за товар денежной суммой, может быть отказано, и это будет являться законным отказом со стороны продавца (на практике встречаются случаи когда, покупатель пользуясь приобретенным товаром в течении продолжительного времени с момента фактического заключения договора розничной купли-продажи в товаре обнаруживает легкоустранимый недостаток, а купленный товар является дорогостоящим или технически сложным). Поскольку на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещается злоупотребление кем либо гражданскими правами.