Продажа покупателю ноутбука ненадлежащего качества
Если между потребителем и продавцом возник спор о том, является ли товар дорогостоящим, то такие споры решаются в судебном порядке с учётом конкретных обстоятельств дела.
Рассмотрим пример из практики, в котором описан случай о предъявлении со стороны потребителя требования к продавцу являющимся злоупотреблением правом.
Пример: Потребитель Иванов Н.С. купил в розничном магазине ноутбук. В пятнадцатидневный период потребитель выявил незначительный недостаток, в виде отошедший крышки от Lan-кабеля. Иванов Н.С. обратился с письменным заявлением в адрес магазина с требованием заменить его ноутбук на ноутбук аналогичной марки.
Руководствуясь Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», покупатель, который обнаружил нарушение надлежащего качества в реализованном ему товаре, при этом в устной или письменной форме при реализации такого товара продавец не оговорил с будущим покупателем данные недостатки (по-другому говоря, скрыл недостатки), то покупатель сам выбирает какое ему требование предъявить к продавцу, исчерпывающий перечень требований представлен в статье посвященной правам потребителей в случае обнаружения недостатков, среди данных требований присутствует пункт о праве требования со стороны покупателя замены приобретенного товара на аналогичный товар этой же марки.
Товары, которые отнесены к технически сложным товарам данное требование покупателя удовлетворяется только в случае наличия существенных недостатков в спорном товаре. В законодательных актах нет прямого определения существенного недостатка, но проанализировав нормы Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что под термином существенный недостаток понимаются неустранимые недостатки в товаре, которые не могут быть устранены без незначительных расходов или затрат времени, со стороны покупателя, или данные недостатки выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения. На основании Перечня технически сложных товаров, приобретенный Ивановым Н.С. ноутбук относится к технически сложным товарам.
На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что таким образом, в случае выявления Ивановым Н.С. в приобретенном ноутбуке в течении пятнадцати дней незначительного недостатка Иванов Н.С. не вправе предъявлять требование о его замене на ноутбук аналогичной марки.
Если бы у Иванова Н.С. был выявлен недостаток товара, то несмотря на значительное многообразие возможных действий, предоставляемых покупателю Законом о защите прав потребителей, обычно на практике при выявлении в течении гарантийного срока недостатка товара покупатель обращается к продавцу или в организацию осуществляющую специализированный ремонт, указанную в инструкции к технически сложном товаре, с требованием о проведении безвозмездного гарантийного ремонта. При такой ситуации договор на выполнение работ по гарантийному ремонту между покупателем и продавцом не заключается, так как право потребителя на гарантийный ремонт закреплено при приобретении товара.
В результате чего делаем вывод, что покупатель не всегда сможет предъявить требования, которые предусмотрены в нормативных актах, поскольку в некоторых случаях (каждый случай требует отдельного рассмотрения и правового анализа) это будет являться злоупотреблением гражданским законодательством. Только при приобретении технически сложных и дорогостоящих товаров, требования потребителей о их замене на аналогичный товар с соответствующем перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товара.
Каждый потребитель должен знать, что к технически сложным товарам, которые доступны подавляющему большинству соотечественников, Правительство Российской Федерации относит:
Различную бытовую технику и электронику для бытового использования, а также сантехнические электронные приборы (например, водонагреватели, обычно применяемые в дачных домах или городских строениях с слабой водонагревательной системой), помимо бытовой техники в списке присутствует Hi-Tech техника (фотоаппараты, видеокамеры игровые приставки, а также аксессуары к данной технике), в связи с научным прогрессом список пополнился такими вещами как: мониторы с цифровым блоком управления, различные лазерные устройства, поскольку у каждого потребителя разный уровень дохода то в список включены и более технически сложные вещи (вследствие чего они относятся к классу «дорогих вещей») к котором относят от небольших электронных устройств со спутниковой связью до легкомоторных вертолетов, самолетов.
Если в приобретённом товаре покупатель обнаружил недостатки, а на устранение найденных недостатков требуются специальные знания (которыми покупатель не обладает или обладает, но не желает применять) или значительные денежные траты (зачастую превосходящие саму стоимость товара или делающие приобретение товара в 1,5-2 раза дороже), у потребителя возникает право на получение аналогичного товара (в понятие аналогичный товар, законодатель вкладывает соответствие марки, модели, артикула и пр.) с обязательным перерасчетом цены (которая была уплачена лицу реализовавшему товар) либо полного расторжения заключённого ранее договора купли-продажи с правом требования ранее уплаченных денежных средств. Данные требования потребитель вправе предъявлять к организации или уполномоченного на продажу индивидуального предпринимателя.
При рассмотрении практического примера связанного с предъявлений требований к продавцу от потребителя Иванова Н.С. была дана краткая характеристика «существенного недостатка товара», рассмотрим данный вопрос более подробно. Необходимо отметить, что законодатель не ввёл в правовой оборот понятие «товар ненадлежащего качества», приводя лишь только определения значения свойств товара как «недостаток» и «существенный недостаток». Так под «недостатком товара» понимается – непринадлежность товара предъявляемым требованиям, требования должны быть указаны в нормативном акте, условиями заключенного договора или потребитель имеет право поставить в известность (лучше это сделать в простой письменной форме) лицо реализующие товар, но сделать это нужно при заключении соглашения между потребителем и продавцом, либо образцу или описанию, при продаже товара по образцам.
Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» под существенным недостатком приобретенного потребителем товара, при возникновении которого у участников потребительского правоотношения возникают последствия описанные в статьях 18 и 29 Закона о защите прав потребителей, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара - недостаток приобретенного товара, который не может быть устранён для приведения товара в соответствие с обязательными требованиями (которые предусмотрены законодателем или заключённым соглашением между продавцом и потребителем), приводящий к невозможности или недопущению использованию данного товара в целях, для которых данный товар обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность при совершении реализации товара (заключения соглашения), либо образцом и (или) описанием при реализации товара по образцу и (или) по описанию (например, при продаже через каталоги или посредством Интернет технологий);
б) недостаток товара, который не может быть устранён без несоразмерных расходов, - другими словами, это такие расходы которые почти равны стоимости товара или превышают стоимость самого товара, или выгоды, которую мог получить потребитель от его использования. Если товар относится к технически сложным товарам несоразмерность расходов на устранение выявленных недостатков определяется судом, суд должен учесть особенности товара, его цену или другие свойства;
в) недостаток товара, который не может быть устранён без несоразмерной затраты времени, времени затрачивается сверх установленного соглашением времени на устранение данного недостатка, но при этом срок ограничен сорока пятью днями. Но на практике время редко предусматривают в договором порядке, следовательно время должно браться превышающие минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного вида недостатка (обычно применяемым способом);
г) недостаток товара, выявленный неоднократно, если товар состоит из более двух деталей (составляющих) и различные недостатки выявляются более одного раза, каждый из которых в отдельности делает данный товар не соответвующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном между сторонами соглашением и привидёт к невозможности или недопустимости использования товара для целей, которых товар приобретался потребителем, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию (например, при продаже через каталоги или посредством Интернет технологий);
д) недостаток товара, который выявляется вновь после его предыдущих устранений.
Если товар отнесён к технически сложным, в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать разнообразные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачено время, в результате которого у потребителя нет возможности использовать товар более тридцати дней в течении каждого года гарантийного срока.
Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеобозначенных признаков, то качество товара считают ненадлежащим.
На практике без вмешательства специалистов или проведения экспертизы затруднительно доказать несоответствие товара обязательным требованиям целевого назначения. Проведение экспертизы не требуется, если несоответствие очевидно, но трудности могут подстерегать покупателя в части установления условий заключённого договора купли-продажи, или целей о которых покупатель до совершения покупки известил продавца. Наиболее распространённая в Российской торговле ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно. Если дело будет рассматриваться в суде, то потребитель может доказать устные условия с помощью показаний свидетелей (не менее двух лиц), свидетели должны рассказать суду о каких именно условиях потребитель и продавец договорились.
На практике факт невозможности устранения недостатка, в приобретенном товаре, может быть установлен исключительно экспертным условием. Если ранее проводились ремонтные работы по устранению недостатка, то для зафиксирования повторного появления недостатка достаточно акта или квитанции об устранении этого недостатка ранее.
В правовых нормах нет возложенных на потребителя обязанностей в ремонтировании товара, но нередки случаи, когда требуется экспертное заключение о бесполезности последующих устранений недостатка, поскольку в будущем он проявиться снова. Как правило это происходит в результате несовершенства всей технологического процесса изготовления или конструкции товара.
Если продавцом при реализации товара не было оговорено ненадлежащие качество товара, то только в этом случае покупатель может воспользоваться предусмотренными положениями Закона «О защите прав потребителей» правами. А если отдельно взятые недостатки были доведены до сведения покупателя, то это не является основанием, для не предъявления со стороны потребителя претензий по поводу других обнаруженных недостатков, которые продавец намерено скрыл или не знал о них.