Сроки предъявления требований для выявления недостатков
Согласно Закону «О защите прав потребителей» покупатели обладают правом предъявления требований к лицам или организациям осуществляющим предпринимательскую деятельность реализовавшим товар, по поводу недостатков приобретенного товара, но только если недостатки обнаружились в период гарантийного срока или срока годности.
Поскольку не на все товары устанавливается гарантийный срок, то потребитель обладает правом предъявления требований, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, и тут же законодатель ограничил разумный двумя годами со дня передачи товаров потребителю, но по воле сторон более длительные сроки могут быть установлены в договорной форме или самим законом в отношении отдельных товарных групп. Если день передачи товары от продавца в собственность потребителю установить невозможно, то данные сроки исчисляются со дня изготовления переданного товара.
Но реальность такова, что многие из покупателей приобретают сезонные товары вне сезон их использования, например, из-за наличия больших скидок со стороны продавца многие потребители приобретают летнею обувь или одежду только в начале-середине осени. Поскольку подобные вещи дожидаются своего использования без малого почти девять месяцев, то законодатель для сезонных товаров предусмотрел исчисления сроков предъявления требований с момента наступления соответствующего сезона. Сроки наступления конкретных сезонов определяется на уровне субъектов Российской Федерации, при этом учитываются климатические условия места нахождения потребителей.
В своих научных трудах Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. отмечают следующее «в последние годы дистанционная торговля (торговля посредством использования вычислительных машин, Интернет технологий и пр.), продажа товара по образцам или по почте приобретают большую востребованность среди отечественных покупателей. Поскольку в указанных случаях момент заключения договора купли-продажи и реальное время передачи товара покупателю, зачастую не совпадают, то эти сроки начинают течь со дня доставки товара приобретателю.
Действие гарантийного срока не начнётся пока продавец не выполнит все взятые на него обязательства перед покупателем, например, это может быть настройка, специальное подключение или сборка, законодатель предусмотрел данную норму поскольку покупатель фактически лишён возможности пользоваться товаром по назначению по независящим от него причинам. Но речь идет о выполнениях различных обязательств продавца, если договором определены конкретные сроки выполнения данных обязательств, в противном случае, данные сроки исчисляются со дня заключения между продавцом и потребителем договора купли-продажи».
Срок годности товара определяется периодом, который начинается со дня изготовления товара, дата изготовления указана на самом товаре или упаковке, в течении которого товар может использоваться по назначению, или точной датой, до которой товар пригоден к использованию. При этом продолжительность срока годности товара должна соответствовать к предъявляемым требованиям по безопасности товара для жизни, здоровья или имущества потребителя (См.: Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 (ред. от 10.05.2001) "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
Помимо гарантийного срока на весь товар в целом, срок может быть установлен на комплектующие изделия (например, автотранспортные запчасти) и составные части (например, на двигатель транспортного средства), данные гарантийные исчисляются в том же порядке, если иное не установлено договором (например, практически в каждом легковом транспортном средстве отечественного производства гарантийные срок аккумуляторной батареи больше гарантийного срока всего транспортного средства).
Следует учесть, что в независимости от того прошел ли гарантийный срок на основной товар, некоторые виды комплектующих изделий могут быть предметом предъявления требований к продавцу по поводу обнаруженных недостатков комплектующих изделий. Но только на комплектующие изделия у которых гарантийный срок по продолжительности, превышает гарантийный срок на основной товар, но при этом нужно помнить, что недостатки такого изделия должны быть обнаружены во время гарантийного срока на данное комплектующие изделие.
Если продавец, производитель или другие уполномоченные на то лица предусмотрели договором гарантийный срок меньшей продолжительности чем два года, а дефекты товара выявились уже после обусловленного договором срока, то потребитель вправе воспользоваться правом предъявления различных требований, заложенных в Законе «О защите прав потребителей», но в пределах двух лет со дня приобретения такого товара, помимо этого срока еще на потребителя ложиться обязанность доказывания, что заявляемые недостатки товара проявились до момента реализации товара конечному потребителю или по причинам, не зависящим от продавца, другими словами возникшими до этого момента, например на заводе изготовители допустили брак (второе доказать потребителю сложнее).
Если потребитель обнаружил существенные недостатки товара, то у него возникает право предъявления обоснованного требование об устранении данных недостатков, без дополнительных расходов со стороны потребителя, если не докажет что такие недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, потребитель предъявляет подобные требования к организации или предпринимателю осуществившие продажу товара с существенными недостатком. Подобные требования могут быть предъявлены, если недостатки товара обнаружены по истечению двух лет со дня передачи товара потребителю, в течении установленного на товар срока годности или в течении десяти лет со дня передачи товара покупателю, но только если не был установлен срок службы.
Продавец или иные уполномоченные лица должны удовлетворить данные требования в течении двадцати дней со дня его предъявления покупателем или если, обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, закон позволяет выбрать потребителю либо предъявление претензии с требованиями или возвратить товар с требованием о выплате уплаченной им денежной суммы.