ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Недостатки в товарах ненадлежащего качества


К сожалению, в последнее время довольно часто возникают ситуации, когда потребители сталкиваются с приобретением товаров ненадлежащего качества. Это означает, что покупатель после совершения покупки выясняет, что не может использовать ее по назначению, и вынужден обращаться в магазин, чтобы вернуть себе потраченные деньги.

В законе нет прямого определения понятия «ненадлежащее качество», даются лишь формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток». Недостаток – это «несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товаров по образцам».

Из этого следует что, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Недостаток считается существенным, если он неустраним либо не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, а также если он выявляется неоднократно либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки.

Пункт 1 статьи 18 закона "О защите прав потребителей" дает потребителю, которому продан товар ненадлежащего качества, право по своему выбору потребовать:

замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества вы вправе предъявить любое из вышеперечисленных требований и не обязаны мотивировать свой выбор. Также Вы имеете право на полное возмещение убытков, которые стали следствием недостатков товара.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Потребитель может воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона, только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке, и если даже отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, не оговоренных при покупке.

После обнаружения недостатков в приобретенном товаре в период гарантийного срока следует обратиться к продавцу или изготовителю с одним из вышеперечисленных требований. Однако продавец несет перед вами ответственность только в том случае, если недостатки возникли по его вине, в других случаях потребуется проверка качества товара, в которой вы имеете право участвовать.

Если же в ходе проверки качества товара возникает спор о причинах возникновения недостатков, должна быть проведена независимая экспертиза. Экспертиза проводиться за счет продавца или изготовителя. И если экспертиза показала, что в возникновении недостатков товара виновны вы, вы должны оплатить проведенную экспертизу. Также вы вправе оспорить решение экспертизы в судебном порядке.

В случае, если экспертиза показала, что вы не виновны в возникновении недостатков товара, продавец или изготовитель обязан в срок выполнить ваши требования, в противном случае, он обязан выплачивать неустойку за каждый день просрочки, в размере 1% стоимости товара. Если товар ненадлежащего качества, возврат которого производится достаточно долго, принадлежит к продуктам длительного пользования, вы вправе потребовать предоставить аналогичный товар для бесплатного пользования.