В общем случае типовая структура бизнес-плана — это порядок представления содержащейся в нем информации: например, вначале следует резюме, затем — представление компании-инициатора проекта, после этого — описание предлагаемого товара (работы, услуги), и т.д. Соблюдение порядка представления информации важно в первую очередь для того, чтобы потенциальный инвестор (деловой партнер) быстро и правильно понял суть предлагаемого проекта и принял оптимальное решение.
В настоящее время не существует какой-то универсальной структуры бизнес-плана, которая могла бы применяться во всех случаях. И уж тем более не существует никаких законодательно утвержденных форм бизнес-плана — в первую очередь потому, что в них нет ни надобности, ни даже какого-то смысла: ведь каждый из проектов, реализуемых пусть даже в какой-то одной сфере деятельности (строительство, оптовая торговля продуктами питания, производство моющих средств, и т.п.), имеет целый ряд индивидуальных особенностей, можно даже сказать — во многом состоит из них.
Наличие этих особенностей может быть обусловлено спецификой конкретного предприятия, данного вида деятельности, региональных и климатических факторов, наличием необходимых коммуникаций, и т.д. и т.п. Что уж говорить о проектах, которые реализуются в разных отраслях!
Тем не менее, есть определенные общепринятые нормы и правила, которыми следует руководствоваться при составлении бизнес-плана, чтобы говорить с потенциальным инвестором (деловым партнером) на одном языке. Придерживаясь определенной последовательности изложения, можно быть уверенным в том, что документ будет читабельным и понятным.
В большинстве случаев бизнес-план должен включать в себя перечисленные ниже разделы.
- Введение.
- Резюме бизнес-плана.
- Представление компании – инициатора проекта, ее текущего положения на рынке.
- Представление предлагаемого товара (работы, услуги).
- Описание соответствующего сегмента рынка, а также имеющихся конкурентов.
- Производственный план проекта.
- План сбыта.
- Финансовый план проекта.
Далее мы узнаем, что и каким образом должно быть представлено в каждом разделе бизнес-плана.