После знакомства с введением бизнес-плана и его кратким резюме потенциального инвестора (делового партнера) наверняка заинтересует информация о компании, являющейся инициатором данного проекта. Это вполне логично, и именно поэтому в бизнес-плане после резюме должен следовать раздел, посвященный описанию деятельности компании и ее текущего положения на рынке.
ВНИМАНИЕ
При описании компании и ее деятельности следует руководствоваться следующим правилом: вся представленная информация должна быть максимально приближена к дате рассмотрения бизнес-плана потенциальным инвестором (партнером). Например, если рассмотрение бизнес-плана предполагается в марте-апреле, то желательно представить данные отчетности по состоянию не ранее, чем на 1 января. Если же не представляется возможным привести последние данные, то следует обязательно пояснять, на какую дату приведена та или иная информация.
В начале раздела приводится общая информация. Обычно она включает в себя следующие данные:
- юридический статус и полное наименование субъекта хозяйствования;
- юридический адрес в соответствии с регистрационными данными и фактический адрес местонахождения (если эти адреса различаются, рекомендуется дать соответствующее пояснение);
- адреса наиболее значимых структурных подразделений предприятия: производственных цехов, складских помещений, филиалов, и т.п.;
- информация о владельцах (собственниках) предприятия и роли каждого из них в основании и деятельности предприятия;
- информация о руководителе и главном бухгалтере предприятия: фамилия, имя и отчество, стаж работы по специальности — всего и на данном предприятии, и др.;
- индивидуальный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и иные коды, присваиваемые предприятию в порядке, установленном действующим законодательством;
- банковские реквизиты предприятия (номер расчетного и корреспондентского счетов, валютного счета, название, адрес и код обслуживающего банка);
- перечень видов деятельности, осуществляемых предприятием;
- при наличии лицензий на те либо иные виды деятельности — перечень этих лицензий, с указанием сроков действия каждой из них и названия органа, выдавшего лицензию;
- организационная структура предприятия, информация о персонале предприятия;
- основные проблемы, с которыми сталкивается предприятие в процессе осуществления своей деятельности, и пути их решения.
В некоторых случаях общая информация может включать в себя и иные данные о субъекте хозяйствования, в зависимости от специфики конкретного предприятия.
При описании предприятия следует упомянуть о событиях и обстоятельствах, которые тем или иным образом оказали (или оказывают в настоящее время) свое влияние на развитие и деятельность компании.
Не секрет, что реализация многих проектов может подразумевать привлечение к участию в них сторонних партнеров. В данном случае необходимо включить в рассматриваемый раздел бизнес-плана информацию о них. Обычно она включает в себя те же данные, что и для компании, являющейся инициатором проекта.
ПРИМЕЧАНИЕ
Информация о партнерах, привлекаемых для участия в проекте, указывается только в том случае, если эти партнеры (конкретные организации) четко определены. В противном случае можно ограничиться упоминанием о том, что для реализации проекта будут привлечены сторонние участники.
После того, как до читателя доведена общая информация о компании, рекомендуется привести показатели, характеризующие объем реализации товаров (работ, услуг). Их рекомендуется приводить в динамике — например, за последние три года (квартала, месяца — конкретный период определяется спецификой ситуации). Напомним, что приводимые за последний период данные должны быть максимально актуальными (можно даже привести не реально полученный результат, который еще не подсчитан, а ожидаемый результат).
Показатели выручки от реализации следует четко разделить по видам и направлениям деятельности предприятия. Например, если компания занимается производством, оптовой торговлей и грузоперевозками, то объем выручки необходимо показать и общей суммой, и отдельно по каждому виду деятельности (не забыв указать при этом вид деятельности, являющийся основным). Если же предприятие занимается, например, оптовой торговлей товарами народного потребления, то объем реализации можно детализировать по следующим направлениям: реализация бытовой техники, реализация мебели, реализация лакокрасочных изделий, и т.д.
Если предприятие осуществляет свою деятельность не в одном, а в нескольких регионах, то показатели выручки следует детализировать в региональном разрезе: например, в Москве и Московской области выручка от реализации составляет столько-то, в Самарской области — столько-то, и т.д.
В некоторых случаях бывает полезно детализировать показатели выручки и по иным признакам, например: виды потребителей, валюта выручки, ставка НДС, по которой облагаются реализуемые товары (работы, услуги), и др.
В данном разделе рекомендуется провести краткий анализ сильных и слабых сторон предприятия. Здесь речь может идти, например, о качестве выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и об эксклюзивности ее на рынке, о возможностях сбыта, уровне производственных затрат и тенденциях их изменения, о квалификации и опыте персонала, качестве менеджмента, условиях поставок сырья, материалов и комплектующих изделий, уровне используемых технологий, и т.п. Если ваше предприятие является лауреатом каких-либо конкурсов (например, «Лучший производитель минеральной воды-2007», «Честный и порядочный налогоплательщик», и т.п. — подобные конкурсы сейчас проводятся повсюду в великом множестве), то это вполне можно отнести к дополнительным достоинствам компании.
В некоторых случаях бывает полезно дать подробную характеристику географического месторасположения предприятия и имеющейся инфраструктуры (наличие проходящих рядом магистралей, железнодорожных путей, и т.п.), а также рассмотреть территориальное расположение основных покупателей и заказчиков.