Вчера в магазине самообслуживания я нечаянно задела бутылку с вином, в результате чего она упала. Подошла продавец и заявила, что горлышко бутылки разбито, поэтому я должна заплатить за поврежденный товар. Я платить отказалась. Состоялся скандал. Я ушла из магазина с испорченным настроением. А как правильно поступать в таких случаях с точки зрения закона?
Ответ:
На западе принято, что пока товар находится в торговом зале, ответственность за ненамеренное его повреждение несет супермаркет. В России, к сожалению, защита прав потребителя пока не столь развита. В действующем российском законодательстве не существует специальных норм, регулирующих такого рода отношения между покупателем и владельцем супермаркетов. Механизмы выхода из ситуаций определяются внутренними правилами супермаркета, поэтому в разных магазинах они могут быть свои.
В целом, позиция, когда руководство супермаркета требует оплаты за испорченный товар, вполне правомерна. Если покупатель отказывается платить, хозяин товара вправе составить Акт об инциденте и обратиться с ним в суд. Для этого, разумеется, у него должна быть информация о нарушителе. Нарушитель же чаще всего такую информацию не предоставит.
Если сумма ущерба невелика, скорее всего, владелец магазина сочтет, что проще отпустить покупателя. Если же суд все-таки состоится и будет доказана вина покупателя за причиненный ущерб, то ему придется оплатить также и судебные издержки.