Схема 5. Мошенничество при покупке канцтоваров и оргтехники
На крупных фирмах закупка бумаги, канцтоваров и других офисных принадлежностей осуществляется регулярно – обычно раз в месяц или в квартал - и суммы при этом расходуются немалые. Поскольку поставщиков данного вида товаров много, зачастую выбор конкретного продавца определяется не предлагаемым ассортиментом и ценами, а тем, кто из продавцов сумеет «договориться» с главным бухгалтером.
Так называемые откаты, распространенные во всех областях экономики, работают и здесь. Откат - это взятка, которая дается должностному лицу, чтобы он принял решение о расходовании средств предприятия.
Размер взятки напрямую зависит от суммы договора. Например, если компания платит за офисные принадлежности в среднем 150 долларов в месяц, вполне возможно, что примерно 15 долларов ложится в карман бухгалтера. Чтобы не терять прибыль, поставщик нередко повышает цены, включая откат в стоимость товаров.
Получается, что предприятие, приобретая канцтовары, само регулярно оплачивает взятку бухгалтеру. Именно поэтому не лишней будет обеспокоенность добросовестностью бухгалтера, занимающегося поставкой, а также проверка цен – особенно при больших заказах.
Вполне возможно, что в ближайшее время главный бухгалтер вашего предприятия начнет жаловаться, что компьютеры в бухгалтерии безнадежно устарели и работать на них эффективно просто нет никакой возможности. Она скажет, что такие мониторы уже никто не использует – глаза болят, а принтер, клавиатуры и мыши – вообще полный отстой и т.д.
При этом бухгалтер добавит, что программное обеспечение, которое используется в бухгалтерии, уже не удовлетворяет всем современным требованиям, что хотелось бы приобрести новое, да технические характеристики компьютера не позволяют. В общем, подытожит бухгалтер, обновление компьютеров в бухгалтерии – мероприятие, которого не избежать.
В этой ситуации необходимо разобраться. Возможно, бухгалтер права – особенно, если ваши компьютеры стоят в бухгалтерии уже шесть или семь лет. Ну а если компьютерный парк обновлялся всего только пару-тройку лет назад? Тогда над словами бухгалтера стоит задуматься. Может быть, желание обновить компьютеры возникло у нее после беседы с представителями фирмы, торгующей оргтехникой и компьютерами? Возможно, они заинтересовали вашего бухгалтера хорошим вознаграждением в виде отката от суммы договора.
Итак, нужно ли обновлять компьютеры в бухгалтерии? Прояснить ситуацию на самом деле просто. Необходимо уточнить, какими техническими характеристиками обладают имеющиеся у вас в бухгалтерии компьютеры. Потом можно поговорить с руководителями компаний, подобных вашей, и узнать, какими характеристиками обладают компьютеры у них в бухгалтерии.
Можно связаться с компанией, которая поставила программное обеспечение в вашу фирму и ответственна за ее обслуживание, чтобы узнать – достаточными ли характеристиками обладают ваши компьютеры, чтобы работать с новыми бухгалтерскими программами.
Только изучив данную тему, вы сможете принять верное решение. Может быть, в словах бухгалтера есть рациональное зерно и ее требования продиктованы необходимостью. Возможна и обратная ситуация, когда вы поймете, что необходимости в модернизации компьютерного парка нет, достаточно только заменить клавиатуры и компьютерные мыши к компьютерам.