ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Главная >> Мошенничество в торговле >>

Схема 1. Как нас обвешивают


Одна из классических схем обмана в торговле – продать меньше товара, чем заявлено. Или попросту – обвесить. До повсеместного внедрения электронных весов для обмана покупателей использовались более легкие гири, дополнительные грузики, которые прикреплялись к чаше весов и другие приспособления.

Продавец во время завешивания товара мог даже незаметно придерживать рукой чашу весов. Также широко использовалась неровная установка весов, при которой они показывали большее значение, чем есть на самом деле.

Сейчас, когда повсеместно используются электронные весы, эти схемы обмана ушли в прошлое. Многие покупатели считают, что электронные весы служат гарантией того, что взвешивание будет честным, поскольку обман технически невозможен. Однако клиента можно обвесить и при помощи электронных весов. Рассмотрим, как это делается.

Перед работой электронные весы нуждаются в настройке, иначе говоря – калибровке. Делается с помощью отвертки и специальных мерных гирь. Именно на стадии калибровки и совершаются действия, результатом которых становится обман покупателей. Электронные весы можно без труда откалибровать таким образом, чтобы они показывали больший вес, чем есть на самом деле. Как правило, разница составляет 10-15 %. Соответственно на эту сумму от стоимости покупки обманутый покупатель несет убыток.

Поймать продавца, который пользуется подобной схемой, чрезвычайно сложно. Даже если удастся взвесить товар на других весах и предъявить продавцу разницу, он всегда сможет отвертеться и свалить все на сами весы, которые по непонятной причине «сбились». И такое действительно бывает в силу разных причин: скачок напряжения, удар, вибрация и просто банальная перегрузка.

Еще проще обмануть покупателя, если товар взвешивают без его участия. Во многих супермаркетах распространена практика фасовать и взвешивать товар в подсобном помещении. После этого на упаковку наклеивается этикетка с указанием веса, цены за килограмм и стоимости упаковки. Таким образом в супермаркетах продаются печенье, конфеты, фрукты и овощи и другие товары, поступающие в магазин большими упаковками.

Покупателя могут обманывать, взвешивая товар вместе с упаковкой. Кроме того, фасовщик может отложить некоторое количество товара после взвешивания. Также он может взвесить одну упаковку несколько раз и наклеить этикетки на другие упаковки, более мелкие.

К этому же типу мошенничества можно отнести и обман, которые практикуют продавцы тканей, полиэтиленовой пленки и других товаров, которые продаются в виде мерных отрезов. В данном случае многие продавцы используют не калиброванную мерную линейку, а просто деревянную рейку, на которой нанесены десятки сантиметров.

Такие рейки нередко бывают приблизительно на 10 % короче, их длина составляет не 1 метр, а 90 см., результат получается тем же – обманутый покупатель получает меньшее количество товара, чем то, которое он оплачивает.

См. также: Схема 2. Как нас обсчитывают