Обсчет покупателей также является одной из самых распространенных схем обмана в торговле и может принимать самые разнообразные формы. При этом суть остается одна – под разными предлогами с покупателя берут денег больше, чем он должен был заплатить.
Повсеместно встречается такая форма обсчета, как «ошибка» при сдаче. Отдавая сдачу, недобросовестный продавец вполне может «перепутать» купюры или монеты, и сдать вместо ста рублей, например, десять. Наиболее наглые мошенники могут вообще «забыть» отдать сдачу.
Москвичи, совершающие покупки на рынках, нередко сталкиваются с такими ситуациями, когда продавец неправильно совершает элементарные арифметические действия, в результате чего общая стоимость покупок оказывается выше реальной. Это можно было бы списать на простую ошибку, совершенную непреднамеренно, вот только недобросовестные торговцы «ошибаются» исключительно в свою пользу.
Покупателей могут обсчитывать и на кассах в супермаркетах. Недобросовестный кассир может пробить одну и ту же позицию несколько раз, может ввести неправильный код, относящийся к другой, более дорогой покупке. Некоторые недобросовестные кассиры ухитряются включить в чек клиента свой обед и другие мелочи, которые клиент не покупал.
Как правило, для обмана выбирают жертву среди покупателей с тележками, которые берут много разнообразных товаров и в длинном чеке легко могут не заметить дополнительных позиций или дважды пробитых товаров. Пострадать могут и покупатели с детьми, которые часто на них отвлекаются, и которых поэтому нетрудно обмануть.
Мошенникам играет на руку еще и тот факт, что, если в чеке много позиций, покупатель вряд ли станет проверять его на месте – ведь еще надо упаковать покупки, да и очередь в кассу поторапливает. Обнаружив обман дома, жертва уже ничего не сможет доказать, даже если вернется в магазин и устроит скандал.
Еще один способ обсчитать покупателя – неверный ценник. Для этой цели ценники меняют местами. Ставят ценник со скидкой напротив аналогичного дорогого товара, а ценник с большей суммой – напротив дешевого. Большинство покупателей не вглядываются в написанное мелким шрифтом название производителя и берут дорогой товар, считая, что приобретают продукт со скидкой.
Бывают и такие ситуации, что на ценнике написана одна цена, а в чеке – другая, более высокая. Сотрудники супермаркетов всегда объясняют это тем, что товар подорожал, а ценники просто не успели поменять.